В одном обычном, но по-своему прекрасном лесу жил малыш енот Веня со своими мамой и папой. Малыш был очень любознательным, активным и всегда задавал много вопросов взрослым:
Куда пропадают облака с неба? Как в дупле у белки помещается столько орехов? Сколько муравьёв в муравейнике?
Мама ласково улыбалась и говорила:
Всему своё время, сынок. Ты обязательно узнаешь ответы на свои вопросы.
А почему у меня нет полосок на мордочке, как у всех енотов?
Мама внимательно посмотрела на своего малыша и сказала:
Это часть твоей уникальности.
Что такое уникальность? — удивился Веня. — И что ещё за часть такая?
Мама тихонько засмеялась.
Сынок, мы все чем-то отличаемся друг от друга и чем-то похожи на кого-то. Не бывает совсем одинаковых енотов. У меня глаза чёрные и блестящие, а у бабушки — серые и уставшие. У меня полоски на хвостике тоненькие, а у папы — широкие.
Но у вас у всех есть полоски на мордочке, а у меня нет! — перебил её малыш.
Всё верно. То, что отличает тебя от других, и называется уникальность. Твои глазки, ушки и полоски на мордочке, твой характер, привычки, таланты и твои поступки выделяют тебя среди других маленьких енотов.
То есть я особенный? — поинтересовался енот.
Конечно, малыш, особенный. Каждый в чем-то особенный. И это хорошо. Обнимемся, крошка?
Малыш улыбнулся и обнял свою маму.
Особенный друг
Веня был очень дружелюбным енотом, любил заводить новых друзей и играть в весёлые игры с лесными жителями. Однажды он гулял в лесу и заметил зайку, которую раньше не видел. Зайка сидела на полянке и тихо играла со своими игрушками, сосредоточенно перебирая их, будто весь остальной мир для неё не существовал.
Веня радостно подбежал к зайке и сказал:
Привет! Меня зовут Веня. Давай дружить и играть вместе!
Но зайка, которую, как потом узнал Веня, звали Зоя, не ответила. Она даже не подняла голову, продолжая играть со своими игрушками. Малыш растерялся, не понимая, почему новая знакомая его игнорирует.
Веня вернулся домой с грустным сердцем. Он сел рядом с мамой и тихо спросил:
Мама, а почему Зоя меня не замечает? Может, я ей не нравлюсь?
Мама ласково погладила сына по голове и улыбнулась:
Ох, Веня, бывают такие зайчата, как Зоя, которым нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новым друзьям и окружению. Она может быть особенной, и ей сложно сразу же заговорить с тобой.
Веня нахмурился, не совсем понимая, что значит «особенный». Для него дружба всегда была простой — подбежал, поздоровался и сразу вместе играешь. Но мама продолжила:
У каждого свой способ дружить. Зоя может не сразу показать свою симпатию, но если ты дашь ей время, она начнёт доверять тебе. Просто попробуй играть рядом, наблюдай за ней и подожди, когда она будет готова.
На следующий день Веня решил пойти к Зое снова. Он подошёл к зайке, но на этот раз не стал заговаривать. Он сел рядом и начал строить башню из палочек, иногда бросая взгляд на Зою. Енот замечал, что зайка украдкой наблюдает за ним, хотя всё ещё погружена в свои игрушки.
Через некоторое время Веня осторожно протянул одну из своих любимых игрушек — маленький деревянный кубик — в сторону Зои. Зайка взглянула на игрушку, потом на Веню, и её мордочка слегка смягчилась. Она аккуратно взяла кубик и поставила к своим.
Смотри, у нас получилась башня, — тихо сказал Веня, радуясь, что Зоя всё-таки решила принять его приглашение.
Зоя немного улыбнулась и продолжила играть, а Веня чувствовал, как его сердце наполняется теплотой и пониманием.
С каждым днём Веня и Зоя всё чаще играли рядом. Пусть Зоя и не была такой разговорчивой, как другие друзья Вени, но он понимал, что дружба может быть разной. Главное — быть терпеливым и уважать особенности каждого.
Памятка для родителей
Вот несколько психологических техник и советов, которые мама может использовать, чтобы помочь своему ребёнку лучше понять и справляться с ситуацией, подобной той, что описана в сказке об инклюзии:
1. Принятие и терпение (Техника «Дай время»)
Ребёнку, который испытывает трудности в общении с особенным другом, важно дать время на адаптацию. Психологические исследования показывают, что дети с особыми потребностями могут испытывать трудности с восприятием социальных сигналов, и им нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новым отношениям. Мама может поддерживать ребёнка, напоминая ему, что все люди уникальны и не всегда способны сразу ответить на дружеские жесты.
Совет: Мама может сказать: «Не переживай, Зоя просто привыкнет. Ты же тоже иногда не сразу можешь понять, что хотят от тебя другие дети, правда?»
2. Социальные навыки (Техника «Маленькие шаги»)
Важно обучать ребёнка постепенным социальным навыкам. Например, вместо того чтобы сразу требовать от ребёнка общения, можно предложить игру в том формате, который ему комфортен. В сказке Веня начинает с того, что просто сидит рядом с Зоей и предлагает игрушки. Это хороший подход, чтобы не форсировать взаимодействие.
Совет: Мама может предложить: «Попробуй сначала предложить Зое свою игрушку, а потом спокойно понаблюдай, как она будет играть. Понемногу она поймёт, что ты хочешь дружить».
3. Позитивное подкрепление (Техника «Похвала и поддержка»)
Важно хвалить ребёнка за попытки взаимодействовать, даже если они пока не увенчались полным успехом. Это укрепляет уверенность ребёнка в себе и мотивирует продолжать попытки.
Совет: Когда Веня делает шаги в сторону Зои, мама может похвалить: «Ты хорошо поступил, что предложил свою игрушку. Это важный шаг в дружбе».
4. Простое объяснение особенностей других людей (Техника «Особенность — это нормально»)
Для того чтобы ребёнок понял, что его друг особенный, мама может просто и ясно объяснить, что значит быть особенным, например, рассказывая, что люди с особыми потребностями могут чувствовать и реагировать по-разному.
Совет: Мама может рассказать: «У Зои свои особенности, она не всегда может сразу говорить, что думает или чувствует. Но это не значит, что она не хочет с тобой дружить».
5. Развитие терпимости и инклюзивного поведения (Техника «Разнообразие — это сила»)
Мама может подчеркнуть важность инклюзивного поведения, объяснив, что дружба не всегда должна быть одинаковой для всех. Это важно для развития у ребёнка чувства уважения и понимания разнообразия.
Совет: Мама может добавить: «Каждый ребёнок особенный. Если мы будем помогать друг другу, все будут счастливы».
Эти техники помогут ребёнку научиться понимать, что все люди, включая тех, кто имеет особенности, нуждаются в особом подходе и времени для развития доверительных отношений.
Будем благодарны за поддержку в развитии проекта! Сканируй картинку слева или делай тыц.