На краю школьного глобуса, там, где океаны встречаются с неизведанным, трое друзей заметили странное явление. Рома, Марина и Лёша, участники археологического кружка «Юный исследователь», рассматривали старинную карту мира.
Смотрите! Здесь что-то не так, — воскликнула Марина, указывая на размытое белое пятно между Южной Америкой и Африкой.
Странно, на современных картах этого места вообще нет, — заметил Рома, сверяясь со школьным атласом.
Лёша, самый младший из троицы, осторожно прикоснулся к пятну.
Оно... исчезает, — прошептал он удивлённо.
Действительно, стоило им заговорить об этом участке карты, как пятно начинало бледнеть и почти исчезать. Но как только разговор замирал, оно снова обретало чёткость.
Нужно показать это учителю! — решили друзья.
Однако учитель истории, Николай Петрович, только усмехнулся:
Это просто дефект старой карты. В новых атласах мир уже полностью исследован. Никаких белых пятен не осталось.
После уроков дети собрались в школьной библиотеке.
Не верю, что это просто дефект, — сказала Марина. — Мой дедушка — моряк. Он рассказывал о местах, которые существуют, но о которых нельзя говорить.
Почему нельзя? — удивился Лёша.
Потому что, когда о них говорят или пишут, они исчезают. В них нужно верить сердцем, иначе они тают, как туман.
В этот момент школьный библиотекарь, Вера Александровна, которая слышала их разговор, подошла ближе.
Вы говорите о Террануле? — тихо спросила она.
О чём? — удивились дети.
Терранула — это континент, которого больше нет ни на одной карте. Я помню его. Я была там в детстве… пока не выросла, — с грустью сказала библиотекарь.
Она рассказала, что Терранула — это древняя земля, населённая удивительными существами. С каждым годом карты «стирали» её, заменяя океаном. И вскоре от неё не останется даже воспоминаний.
Есть только один способ спасти Терранулу, — сказала Вера Александровна. — Надо создать для неё историю, язык и культуру — всё, что есть может жить в памяти людей.
Но мы ведь никогда там не были, — сомневался Рома.
У вас есть старая карта, где она ещё существует. Этого достаточно, чтобы начать, — сказала Вера Александровна, протягивая им пустую тетрадь. — Запишите всё, что придумаете. Только так можно спасти Терранулу.
Три дня и три ночи друзья трудились над своим проектом. Рома, увлечённый историей, писал летопись Терранулы. Марина, влюблённая в языки, придумала необычную речь. Лёша, фантазёр, описывал праздники и обычаи.
Что они придумали:
История: Терранула родилась из моря тысячи лет назад, когда усталый кит лёг на дно океана и уснул. На его спине выросли леса, появились реки, заселились животные. Когда больше не мог плыть, но стал контитентом — Землёй Спящего Кита.
Язык: В языке терранульцев не было грусти. Вместо «прощай» говорили «до новой встречи», вместо «темнота» — «ожидание света». Утро начиналось с приветствия: «Корами луна!» — «Пусть день будет полон открытий!»
Праздники: Главным праздником стал День Благодарности Киту, когда все жители выходили на берег и пели песни, благодаря своего создателя. Ещё был Праздник Новых Имён, когда каждый мог придумать себе новое имя, отражающее его мечты на будущий год.
Когда тетрадь была заполнена, дети отнесли её библиотекарю.
Это только начало, — улыбнулась Вера Александровна. — Теперь нужно, что в Терранулу поверили другие.
На следующий день в школе проходила научная ярмарка. Друзья представили свой проект «Терранула — забытый континент». Они сделали макет, нарисовали карту и рассказали о культуре волшебной земли.
Сначала их высмеивали.
Это всё выдумка! — говорили одноклассники.
Конечно, выдумка, — отвечал Рома. — Но разве города и страны не начинались с чьей-то мечты?
Постепенно одноклассники втянулись: придумывали новых существ, рисовали флаг, Терранулу, сочинили гимн, даже придумали блюдо — пирог с морскими звёздами (из фруктов в форме звёзд).
Когда они снова посмотрели на карту, белое пятно уже не исчезало. Оно стало ярче, с очертаниями гор и рек.
Мы спасаем её! — радостно сказала Марина.
Вечером, когда все разошлись, к ним подошёл директор.
Завтра в школу приезжает комиссия из министерства. Уберите Терранулу со стенда. Это несерьёзно.
Дети расстроились, но Вера Александровна поддержала их:
Он просто забыл, как это — верить в чудо. Но вы уже сделали главное — дали Террануле голос.
На следующий день к стенду подошёл строгий мужчина из комиссии. Директор попытался объяснить:
Это наш школьный проект по... э... творческой географии …
Но посетитель вдруг прошептал:
Терранула?.. Невероятно… Я думал, её никто не помнит.
Оказалось, что председатель комиссии в молодости был моряком и однажды, во время шторма, его корабль вынесло к неизвестному берегу. Там он провёл несколько дней, прежде чем его нашли. Когда он пытался рассказать об этом месте, никто не верил его рассказу — и место исчезло с карт. Но он знал: это была Терранула.
Вы её вернули! — сказал он детям. — Это настоящий научный прорыв.
С этого дня Терранула стала возвращаться на карты. Сначала как крошечный остров, затем как архипелаг, а потом и целый континент. Проект школьников превратился в международное исследование, и многие учёные заинтересовались этим феноменом — местом, которое существует, если в него верить.
Но самое важное произошло с детьми. Они поняли, что воображение — это не просто фантазии. Это способность видеть то, чего ещё нет, но что может появиться, если верить в это достаточно сильно.
Морем и солнцем освещённая,
Терранула вновь обрела свой дом,
В картах и сердцах возрождённая,
Детскою верой и волшебством.
Мораль: Мир полон белых пятен, которые ждут своих первооткрывателей. Иногда, чтобы увидеть новое, нужно просто поверить в него. Воображение и вера — это начало любого великого открытия.
Будем благодарны за поддержку в развитии проекта! Сканируй картинку слева или делай тыц.