Легко ли быть лидером?

Легко ли быть лидером?

Мудрая авторская сказка о мальчике Мишке, расстроенном проигрышем в детском саду, и его папе, дающем сыну важные советы работы в команде. Произведение учит взаимоуважению, честности, целеустремлённости и вере в себя.

Сегодня из детского сада Мишку забирал папа: он пораньше освободился с работы и решил порадовать сына.

На удивление, сын был мрачен.

Привет, пап, — грустно сказал Мишка. — А чего сегодня ты?

Привет, сын! Освободился раньше, решил дать маме отдохнуть, а заодно первым узнать, как прошли ваши соревнования, — ответил папа, пристально смотря на мальчика и пытаясь угадать причину плохого настроения.

Проиграли, — Мишка пнул от досады скамейку, отчего вещи, лежащие на ней, свалились на пол.

Понятно, — мирно сказал папа. — Ну скамейка в этом не виновата, переодевайся и обсудим всё по дороге. Знаешь, что важного есть в проигрыше?

Знаю! То, что мы проиграли! — чуть не плача, выпалил Мишка.

Нет, в проигрыше важно понять, ПОЧЕМУ это случилось и что в следующий раз нужно делать по-другому, чтобы снова не проиграть, — важно заметил папа.

Мишка угрюмо запихивал сменную одежду в рюкзак, закинул вторую обувь в свою кабинку с ёжиком и хотел уже хлопнуть дверцей, но вовремя поймал пристальный взгляд папы — да, кабинка не виновата — вздохнул и аккуратно прикрыл шкаф.

В дороге Мишка молчал, и папа решил первым начать этот непростой для сына разговор.

Миш, расскажи про соревнования, — попросил папа.

Да это все они! — отчаянно выкрикнул Мишка, по его лицу потекли предательские слезы. — Они меня не слушали! А я говорил, как надо делать!

Сын, я понимаю, как тебе сейчас обидно. Достойно проигрывать мало кто умеет: это великое искусство. Стыдно проиграть слабому сопернику, а сильному противнику проиграть — почётно, — постарался успокоить сына папа, остановившись и присев на корточки, чтобы встретиться с ним глазами.

Пап, но ведь мы бы выиграли, если бы они меня слушали, — шмыгал носом мальчик, не поднимая глаз.

Миш, посмотри на меня, — попросил папа.

Мишка нехотя поднял глаза. Папа смотрел на него по-доброму, с сочувствием. От этого взгляда немного стало легче: папа не считает его виноватым, не смеется над ним, как ребята из противоположной команды.

Соревнование не переиграешь, оно уже прошло. Давай попробуем разобраться, что можно было сделать по-другому. Расскажи, как всё было, — предложил папа, и они с сыном продолжили путь.

Мы тянули из шляпы фишки. Они были синие и красные. Синие были в одной команде, красные — в другой. Мы с Максимом попали в красную команду. Сначала нам надо было придумать название и выбрать капитана. Все начали кричать и хотеть быть капитанами — в общем, время прошло, а мы ничего не успели. Так мы проиграли первый конкурс. Илья Петрович, который проводил соревнования, сам назначил нам капитана — Вадика — и придумал название «Молния». А я не хотел так! — на одном дыхании выпалил Мишка.

Продолжай, — не стал останавливать его папа.

Потом нам надо было без слов построиться по росту. Все бегали, мычали и пытались друг друга перестроить, так мы и не построились. Вернее, построились, но позже синих. Я тоже бегал, показывал всем, куда вставать, но все разбегались как тараканы! — с жаром воспроизводил события дня Мишка.

Потом нужно было построить из людей машину — ну чтобы каждый был какой-то запчастью: дверью, колесом, крышей. Важно было, чтобы машина проехала до финиша. Мы начали строиться, но все только кричали и предлагали свои варианты. В общем, тут ни мы, ни синие не справились. А последний конкурс был такой: нужно было пройти цепочкой, держась за руки, по болотным кочкам — листкам на полу — так, чтобы никто не утонул — то есть не наступил мимо листка. Этот конкурс мы выиграли: у нас утонули двое, а у синих — четверо. В итоге, как ты понимаешь, 2:1 в пользу синих.

Понятно, — поддерживающе сжал руку сына папа. — А теперь давай попробуем посмотреть на вашу команду со стороны.

Как это? — с недоверием поднял глаза Мишка.

Представь, что ты тренер, Илья Петрович. И ты проводишь соревнования. Что бы ты увидел и услышал, если бы смотрел на вашу команду во время первого конкурса, где нужно было выбрать название и капитана?

Мишка остановился, закрыл глаза и как будто бы попытался вернуться туда, в момент соревнований.

Наверное…. Я бы услышал крики «Я!», «Я!», «Я!», а увидел бы, как все просто кричат, не слушая друг друга, — поморщился Мишка.

А если посмотреть на синюю команду? Только честно.

Они быстро выбрали капитана, потому что больше половины предложило одного и того же человека — Диму Андреева. Остальные просто согласились. Потом капитан предложил название, и его поддержали. Они были «Смелые», — вспомнил Мишка, потому что в этом конкурсе стоял рядом и видел всё своими глазами.

Как ты думаешь, почему «Смелые» быстро выбрали капитана? — задал непростой вопрос папа.

Думаю, потому что Дима действительно смелый и ловкий, а ещё он всем помогает, когда кто-то не может справиться, — нехотя, с долей ревности, ответил сын.

А почему они быстро выбрали название? — продолжил цепочку папа.

Потому что капитан предложил, а всем понравилось, — буркнул Мишка.

Я с тобой согласен. И ещё я добавлю, что, скорее всего, для них важно было не как называться, а быстрее выполнить задание. Ну и плюс слово капитана в команде — самое важное. Если вы его выбрали, доверили ему команду, тогда слушайте его, — добавил папа. — А почему у вас в команде так произошло? — спросил он.

Потому что все хотели быть капитанами, — покраснел Мишка. Ему стало стыдно за поведение команды и особенно — за своё.

Да, когда все хотят быть капитанами и не готовы слушать друг друга, получается как в басне «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова. Помнишь, чем там дело закончилось?

Да, они так и не утащили телегу, потому что в разные стороны тянули, — вспомнил Мишка произведение, которое им недавно показывали на спектакле. — Пап, но ведь я предлагал себя! Я бы был хорошим капитаном! — слёзы опять подступили к запретным рубежам.

А тебя кто-то предлагал? — задал самый больной вопрос папа.

Нет, — чуть слышно, с обидой, ответил сын.

Миш, не расстраивайся. Быть капитаном — непросто. Капитан берёт ответственность не только за себя, но и за всю команду. Капитан должен грамотно распределять роли, давать задания именно тем, кто их лучше всех выполнит. Капитану должны ДО-ВЕ-РЯТЬ. Наверное, у вас в команде не было такого человека, которому бы все доверяли, — предположил папа.

Ну там был Глеб, который, наверное, мог стать капитаном, но мы с Максимом специально не предлагали его. Потому что … сами хотели быть капитанами, — хмуро признался Мишка.

А тебе важно было победить в команде или быть капитаном? — мудро расставлял всё по местам папа.

Конечно, победить! — воскликнул Мишка и замер. — Пап, я, кажется, понял… Если бы я, ну и другие, думали о победе команды, а не о себе, мы бы быстро выбрали Глеба… Выходит, не всегда нужно думать о себе? — задал, наверное, самый главный в своей детской жизни вопрос Мишка.

Когда-то важно думать именно о себе, но в этой ситуации, конечно, нужно было подумать о командной победе. Вы делаете её вместе, а не по одиночке. А если бы ты в командной игре показал себя лидером: помогал, предлагал дельные решения, сам всё хорошо выполнял — то тебя бы в следующий раз непременно предложили в качестве капитана!

Да, наверное. Мы, кстати, ещё и с Максимом поссорились из-за этого после соревнований. Потому что каждый говорил, что вот если бы он был капитаном… — вздохнул Мишка.

Не переживай, с Максимом вы обязательно помиритесь, не в первый раз ссоритесь, — улыбнулся папа. — А теперь скажи, что изменилось бы в следующих конкурсах, если бы у вас был выбранный вами капитан? —хитро спросил папа.

Там, где надо было строиться, нас бы построил капитан. И машину, наверное, удалось бы построить, если бы мы одного человека слушали. А в последнем конкурсе, пап, мы выиграли, потому что уже поддерживали друг друга. Мы, когда шли по листкам, смотрели, чтобы и следующему человеку было место, куда наступить. Мы уже немного были командой! — засиял Мишка.

Верно! Команда — это единство, это поддержка и помощь. Молодец, сын! Ты всё правильно понял! — папа с гордостью посмотрел на мальчика.

Пап, спасибо тебе! Мне было так обидно, а теперь я понимаю, что мы действительно не могли выиграть в такой команде, потому что у нас её и не было вовсе! — Мишка прижался к отцу и крепко его обнял.

Пожалуйста, сын! Я рад, что смог помочь тебе!

Домой Мишка зашел уже с хорошим настроением и с порога крикнул:

Мама, мы проиграли!

Удивительно, что ты такой радостный, — подозрительно выглянула из кухни мама. — Ты ведь всегда так расстраиваешься из-за проигрыша.

А я сначала и расстроился, даже разозлился! Но мы с папой разобрались, почему мы проиграли. Знаешь, что важно в проигрыше? — с важным лицом спросил Мишка.

И что же? — заинтересованно спросила мама.

В проигрыше важно понять, почему так произошло и что в следующий раз сделать по-другому! — поднял палец вверх мальчик, цитируя отца.

И в чём же была причина? — спросила мама, с любовью глядя на сияющих мужчин — папу и сына.

В том, что вместо того, чтобы быть командой, каждый из нас хотел быть главным и думал только о себе, — разъяснил Мишка.

Прекрасно! — отозвалась мама из кухни: ей нужно было срочно помешать на плите суп.

А ещё у меня есть план, как стать капитаном в следующий раз! — торжественно крикнул Мишка в сторону кухни. Мама заинтересованно выглянула, а он продолжил: — Я буду всем помогать и предлагать дельные варианты. Тогда все увидят, что я хороший капитан и выберут меня в следующий раз! — хитро произнёс мальчик.

Отличный план, Миш! Только помни 2 правила относительно помощи. Первое: перед тем, как помочь — спроси, нужна ли помощь. Тебе ведь и самому не нравится помощь, о которой ты не просил. И второе: помогать не значит сделать за другого, — закончила мысль мама.

Да, учту, — важно произнёс сын.

А теперь мойте руки, переодевайтесь и за стол! —скомандовала мама.

Лёжа в кровати, мальчик в очередной раз перебирал в памяти разговор с отцом. Всё-таки как ему, Мишке, повезло, что у него такой мудрый и добрый папа, к которому всегда можно обратиться за советом. Малыш улыбнулся, перевернулся на бок и сильнее обнял своего плюшевого зайца, который спал с ним в одной кровати с самого рождения — уже целых 6 лет. Ещё одна задачка решена правильно, ещё из одной ошибки сделаны выводы, ещё один день принёс важные знания.

Доброй ночи, Заяц, завтра я расскажу тебе, что значит быть капитаном, — прошептал Мишка.

QR-коды для донатов на сайте Сказка+ QR-коды для донатов на сайте Сказка+
Нравится наш сказочный портал?

Будем благодарны за поддержку в развитии проекта! Сканируй картинку слева или делай тыц.

Сказка Легко ли быть лидером? доступна в формате FB2 для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг.
Получить бесплатное свидетельство о публикации Если вы любите писать сказки для детей и хотите поделиться ими с другими, то можете присылать их нам на почту . Мы их опубликуем с обязательным указанием авторства. А вам выдадим свидетельство о публикации.
Комментарии()
Похожие сказки
Белый слон или дети в джунглях
Белый слон или дети в джунглях
Поучительная авторская сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для их родителей про то, что не слушаться старших ― это плохо, так же как терять терпение и кричать на малышей. Сказка для семейного чтения про непослушных мальчиков и девочек, про любящих их родителей, про плохое поведение и волшебного слона, про отважных пап и доброго попугая.
6 975 7 9
Сказка о Важном Деле, или Почему папа уехал
Сказка о Важном Деле, или Почему папа уехал
Терапевтическая сказка от психолога про отсутствие папы в связи с мобилизацией, которая поможет объяснить маленькому ребёнку, почему рядом с ним нет папы. Сказка про мальчика и папу, который ушёл на службу к Важному Делу, но очень любит своего сына. Сказка поможет пережить ребёнку разлуку и объяснит ребенку где папа.
4 054 3 2
Сказка о папе и Важном Деле, или Как Костя грусть победил
Сказка о папе и Важном Деле, или Как Костя грусть победил
Продолжение сказки от психолога про мальчика Костю, у которого был мобилизован папа. Она поможет объяснить важность чувств ребёнка, а также подскажет как ему справиться со своими чувствами и пережить разлуку. Она подойдёт всем деткам, которые грустят и скучают по папе.
4 816 3 9
Мишка учится справляться с обидчиками
Мишка учится справляться с обидчиками
Познавательная авторская сказка о Мишке, который заступился за друга в садике, обозвав обидчика, и его мудрых родителях. История учит быть честным и справедливым, управлять эмоциями и верить в себя.
3 783 6
Тут ничего нет. Пока что.

Используйте 🔊
чтобы добавить сказку
в проигрыватель