Пока! — помахал Мишка рукой Максиму, и они с мамой повернули налево, а Максим со своей мамой — направо.
Завтра увидимся! — из-за поворота донёсся голос Максима.
Мишка и Максим были лучшими друзьями с самого первого дня в детском саду. Конечно, они иногда ссорились и даже пару раз дрались, но всегда после мирились и планировали дружить всю жизнь.
Мам, — легонько потянул Мишка маму за руку, чтобы она посмотрела не него. — Сегодня в группе один мальчик обижал Максима.
Как обижал? — уточнила мама.
Он с самого утра, ещё до завтрака, назвал Максима дураком, потому что тот сел не на свой стул, а потом, после обеда, вообще толкнул его так сильно, что Максим упал и ударился.
А как себя повёл Максим? — внимательно посмотрела на сына мама.
Никак, — грустно вздохнул Мишка. — Но я за него заступился! Знаешь, как я назвал того мальчика? — малыш просиял.
Как же? — заинтересовалась мама.
И Мишка на всю улицу, чётко и громко произнёс такое слово, что вороны на дереве замолкли и, округлив глаза, посмотрели на мальчика.
Хорошо, что в это время мама с сыном проходили через небольшой сквер, в котором вечером практически никого не было, и мишкино слово никто не услышал.
Какое странное слово, — внимательно, глядя на Мишку, спокойно сказала мама. — Никогда такого не слышала. А что оно означает?
Я точно не знаю, но знаю, что оно обидное. За это слово Татьяна Александровна сильно ругала Дениску, — простодушно ответил Мишка.
Ну, во-первых, я бы не стала использовать слово, за которое сильно ругают. А во-вторых, думаешь, ты правильно сделал, что обидел мальчика? — рассуждала мама.
Мам, ну он же обижал Максима, а я заступился! — стоял на своём Мишка.
Давай разберёмся: мальчик, который обижал Максима, — плохой именно потому, что обижал его. Верно?
Да, — подтвердил Мишка.
А ты, когда обидел мальчика, совершил хороший поступок, так? — уточнила мама.
Ну…. Он Максима просто так обидел, а я Максима защищал, — пытался разобраться в ситуации мальчик.
Миш, есть два момента. Как ты думаешь, Максим когда-нибудь научится себя защищать, если за него всегда будешь заступаться ты?
Наверное, нет, — вздохнул Мишка. — Я говорил ему, что просто нужно один раз дать сдачи, и тогда тот мальчик перестанет приставать.
Всё правильно. А второй момент такой: как ты думаешь, оскорблением можно добиться решения конфликта? После того, как ты оскорбил того мальчика, он перестал обижать Максима? — остановилась мама и посмотрела сыну в глаза.
Тоже нет, — грустно ответил Мишка. — Он потом пнул Максима, когда я ходил мыть руки.
Ну вот, значит, это неконструктивное решение вопроса, — подтвердила свою мысль мама.
Не какое? — переспросил Мишка.
Неконструктивное, то есть не решает проблемы, — объяснила мама.
А что же делать? — почти отчаянно воскликнул Мишка. — Я же не могу оставить друга в беде!
Наверное, нужно поговорить? Выяснить, почему тот мальчик обижает Максима. Может, именно потому, что Максим не может дать сдачу? Если так, то постараться объяснить, что сильный никогда не обидит слабого, а наоборот, будет его защищать. В любом случае, Миш, Максиму нужно научиться защищать себя самостоятельно. Ты же не можешь постоянно быть рядом и вступаться за него.
Оставшийся до дома путь Мишка шёл молча, видно было, что он о чём-то очень сильно думает.
Вечером, когда пришёл папа, Мишка повторил ему историю из детского сада. Когда он дошёл до плохого слова, то спросил:
Папа, а ты такое слово знаешь? Мама сказала, что никогда его не слышала, — решил до конца во всем разобраться Мишка.
Да, я однажды слышал такое слово, оно называется нецензурным. И используют его только невоспитанные люди, которые знают совсем мало слов. Взрослые воспитанные люди умеют объяснять обычными словами. Ты знаешь, сын, использовать такие слова — это то же самое, что обижать слабого, бить животных, отбирать у маленьких. Это недостойное для Человека поведение, — папа говорил спокойно и уверенно.
Пап, я понял, — смутился Мишка. — Я больше никогда не буду говорить такие слова. Я просто не знал, как поступить в той ситуации.
Мама дала тебе правильный совет — сначала нужно поговорить. А вообще, знаешь что? Зови Максима на выходные в гости, устроим совместную тренировку, я буду учить вас самообороне! — весело предложил папа.
Здорово! — подпрыгнул Мишка. — А что это?
Это правила защиты себя. Покажу вам несколько приёмов, которые можно использовать против хулиганов, — пояснил папа.
Вот классно! Пап, спасибо! Завтра я расскажу Максиму, он так обрадуется! — Мишка обернулся к маме: — Мам, и тебе спасибо.
За что? — улыбнулась мама.
За то, что не стала ругать меня за такое слово, — сын густо покраснел. — И ещё за то, что рассказала, что нужно делать.
Пожалуйста! Мы для этого и есть друг у друга: советоваться, поддерживать и помогать! Если я чего-то не буду знать, я обязательно спрошу у вас с папой! — подмигнула мама.
А ты что, чего-то не знаешь? Ты же взрослая! — искренне удивился Мишка.
Ну, может, мне когда-то нужно будет разобраться в динозаврах или трансформерах, — хитро посмотрела на него мама.
А, ну это да, тут я профессионалитет! — гордо выпятил грудь мальчик.
Всё, пойдёмте ужинать, профессионалитеты, — поднялся с дивана папа. — Чур, я первый мыть руки, потому что я самый голодный!
И вся семья весело отправилась на кухню.
Вечером, когда Мишка уже отправился спать, мама задумчиво спросила у папы:
И всё-таки, где он услышал то слово?
На улице, в детском саду от других детей — он же не в лесу живёт. Главное, что мы ему объяснили, что такие слова использовать не нужно. Мне кажется, он всё понял, — взял за руку папа маму. — Не переживай, у нас растёт любознательный и справедливый ребёнок.
А в это время любознательный и справедливый Мишка уже видел сон о том, как папа учит их с Максимом правилам самообороны. Теперь и Максим сможет за себя постоять!
Будем благодарны за поддержку в развитии проекта! Сканируй картинку слева или делай тыц.