В небольшом городке, в самой обычной школе учился мальчик по имени Дима. Ему было восемь лет, он любил рисовать космические корабли и кормить голубей в парке. У Димы были веснушки на носу и непослушная чёлка, которая всегда падала на глаза. Но была у Димы одна проблема — ему часто становилось скучно на переменах, и он придумывал разные способы развлечься.
В классе Димы учились самые разные ребята. Рядом с ним сидел Рустам, который знал много интересного о звёздах и космосе. За соседней партой — Айша с красивыми тёмными косами, которая недавно переехала из другой страны и говорила с небольшим акцентом. Возле окна сидел Мигель, новенький мальчик из Мексики, который ещё не очень хорошо говорил по-русски, но уже научился словам «привет» и «спасибо». А ещё в их классе учился Тимур, который передвигался на инвалидной коляске, но это совсем не мешало ему быть лучшим в классе по математике и капитаном школьной команды по шахматам.
Все дети дружили между собой, помогали друг другу с уроками и весело проводили время на переменах. Только вот Диме иногда казалось, что перемены слишком короткие и недостаточно интересные.
Однажды осенним днём, когда все ребята вышли во двор на большую перемену, Дима увидел, как за школьным забором пробежала большая лохматая собака. Она была совсем не страшная — просто спешила по своим собачьим делам. Но Диме вдруг пришла в голову идея.
Волк! — закричал он так громко, что все обернулись. — Смотрите, в школьный двор забежал настоящий волк!
Дети замерли от испуга. Тимур, который как раз рассказывал друзьям о новой компьютерной игре, перестал говорить на полуслове. Мигель не понял всех слов, но по испуганным лицам понял, что случилось что-то страшное.
¿Dónde? ¿Dónde está el lobo? (Где? Где волк?) — спросил он, оглядываясь по сторонам.
К детям подбежала дежурившая на площадке учительница Марина Сергеевна.
Что случилось? — встревоженно спросила она.
Дима видел волка! Он пробрался в школу! — наперебой закричали ребята.
Марина Сергеевна быстро организовала детей и увела их в здание школы. Все спрятались в классе, закрыли двери и окна. Завуч объявила по школьному радио, чтобы никто не выходил во двор, пока не выяснится ситуация. Пришлось даже вызвать специальную службу по отлову животных.
Через полчаса, когда никакого волка не нашли, Дима признался, что всё придумал.
Я просто пошутил, — сказал он, опустив голову. — Мне было скучно, и я хотел, чтобы было веселее.
Марина Сергеевна очень расстроилась. Она долго объясняла Диме, почему такие шутки опасны и могут напугать людей. Дети тоже были недовольны: из-за ложной тревоги они не успели поиграть на перемене и доесть свои обеды.
Дима извинился, но через неделю история повторилась. На этот раз он закричал, что видел волка, заглядывающего в окно школьной столовой. Снова была паника, снова прятались и закрывали двери. И снова оказалось, что Дима всё выдумал.
На этот раз директор школы, Ольга Петровна, вызвала родителей Димы и серьёзно поговорила с ними. Дима обещал больше так не шутить, но ему казалось, что все слишком строго относятся к его выдумкам.
Подумаешь, — говорил он сам себе, — никто же не пострадал. Просто было немножко весело.
Но никому, кроме него, весело уже не было. Рустам рассказал, что очень испугался за свою младшую сестрёнку, которая ходит в детский сад рядом со школой. Айша призналась, что в её стране дикие животные иногда заходят в деревни, и она вспомнила, как было страшно. А Тимур сказал, что ему было обидно: если бы опасность оказалась настоящей, он не смог бы быстро убежать.
Когда ты кричишь «волк», Дима, мы верим, что ты говоришь правду, — объяснила Марина Сергеевна. — Доверие — как стеклянная ваза. Если её разбить, собрать осколки очень трудно.
Дима кивал, но в глубине души считал, что все слишком серьёзно относятся к его шуткам.
Прошёл месяц. Наступили первые холода, дети всё меньше времени проводили во дворе. В тот день шёл мелкий дождик, и Марина Сергеевна разрешила на перемене остаться в классе. Мигель показывал всем фотографии своей страны на планшете, который ему разрешили принести в школу для презентации. Тимур объяснял правила новой настольной игры, а Дима рисовал в своём альбоме.
Вдруг он выглянул в окно и замер: у школьных ворот стояла огромная лохматая собака. Она была мокрая от дождя и издалека действительно походила на волка. Собака принюхивалась, а потом протиснулась в щель между прутьями ворот и побежала прямо к школьному крыльцу.
Дима подбежал к Марине Сергеевне:
Марина Сергеевна! Там правда большая собака зашла в школьный двор! Она как волк, очень большая!
Учительница посмотрела на него с сомнением:
Дима, мы уже говорили о таких шутках...
Но это правда! — настаивал он Дима. — Я видел её из окна!
Дети, услышав разговор, только покачали головами.
Опять Дима придумывает, — сказал кто-то.
Я не буду слушать, — бросил Рустам. — В прошлый раз я так испугался, что потом плохо спал.
Дима растерянно смотрел на одноклассников. Никто ему не верил. Он понял, что это из-за его прошлых выдумок.
И тут в коридоре раздался громкий лай, а затем — испуганный крик. Это первоклассники возвращались с урока физкультуры и столкнулись с большой бродячей собакой, которая забежала в школу, спасаясь от дождя.
Марина Сергеевна выбежала из класса. За ней — старший вожатый и учитель физкультуры. На этот раз Дима говорил чистую правду: во дворе действительно была большая собака, похожая на волка. Напуганная и дезориентированная, она металась по коридору и лаяла на всех, кто пытался подойти.
Один из первоклассников, Петя, сильно испугался, побежал, поскользнулся на мокром полу и ударился головой. Он лежал на полу и плакал, а подойти к нему было невозможно — собака мешала.
Дима стоял в дверях класса и не знал, что делать. Но вдруг вспомнил: в книге о собаках он читал, что они боятся громких звуков.
Недолго думая, Дима побежал в кабинет музыки, схватил большой барабан и, вернувшись в коридор, начал громко бить в него. Собака вздрогнула, прижала уши и бросилась к выходу. Учитель физкультуры успел открыть дверь, и животное выскочило во двор.
Медсестра уже спешила к Пете, а Марина Сергеевна удивлённо смотрела на Диму с барабаном.
Дима, ты нам очень помог, — сказала она. — Но почему не сказал раньше, что видел собаку?
Я говорил, — тихо ответил Дима. — Но никто мне не поверил.
После уроков в классе состоялся серьёзный разговор.
Сегодня мы все усвоили важный урок, — сказала учительница. — Дима понял, что из-за своих прошлых выдумок потерял доверие друзей. А мы поняли, что иногда нужно проверять информацию, даже если сомневаешься в её источнике.
Мигель, который уже немного лучше понимал русский язык, поднял руку:
En mi país hay un cuento... В моей стране есть сказка про мальчика и волка. Он тоже кричал «волк», когда волка не было.
Да, эта история очень древняя и есть у многих народов, — кивнула Марина Сергеевна. — Её главный урок в том, что ложь разрушает доверие. И когда действительно нужна помощь, тебе могут не поверить.
Дима сидел, опустив голову. Ему было очень стыдно.
Я больше никогда не буду обманывать, — сказал он. — Я понял, как это опасно. Из-за моих глупых шуток мы сегодня не смогли сразу помочь Пете. Простите меня, пожалуйста.
Он оглядел класс. Все молчали. Потом Тимур подъехал на своей коляске и протянул Диме руку:
Я тебя прощаю. Ты сегодня исправил свою ошибку и помог нам всем.
И я прощаю, — сказала Айша.
И я, — добавил Рустам.
Yo también, — улыбнулся Мигель. — Я тоже.
Один за другим дети говорили, что прощают Диму. Тогда Марина Сергеевна предложила сделать стенгазету про дружбу и доверие. Все с энтузиазмом взялись за работу. Дима нарисовал в центре большое сердце, Рустам написал красивыми буквами слово «Доверие», Айша украсила края рисунками цветов, а Мигель написал то же слово на испанском — «Confianza». Тимур написал замечательные стихи про дружбу, которые поместили в самом верху.
Когда на следующий день в школу пришли родители Пети, чтобы поблагодарить всех, кто помог их сыну (с ним всё было в порядке, просто небольшая шишка), они увидели эту стенгазету и очень удивились.
Какие вы молодцы, — сказала мама Пети. — Столько разных ребят, и все такие дружные.
Дима стоял рядом с Мариной Сергеевной и думал о том, как одна маленькая ложь может привести к большой беде и как важно, чтобы друзья доверяли друг другу.
С тех пор в классе появилась традиция: каждую неделю дети придумывали новую интересную игру для перемен, чтобы никому не было скучно. И больше никому не приходилось выдумывать страшных волков, чтобы стало веселее.
А большую собаку, которая так напугала всех, нашли и отвезли в приют. Оказалось, что она была просто потерявшейся и испуганной. Класс Димы даже организовал сбор корма для приюта. Ведь помогать нужно не только людям, но и братьям нашим меньшим.
И когда Диму иногда спрашивали, не видел ли он снова волка в школьном дворе, мальчик серьёзно качал головой и отвечал:
Нет. И если увижу что-то необычное, я обязательно скажу правду. Потому что доверие друзей дороже любой шутки.
Будем благодарны за поддержку в развитии проекта! Сканируй картинку слева или делай тыц.