Инструкция по написанию сказки
Сказочные, волшебные истории уже не одно столетие воспитывают маленьких людей, готовящихся войти в мир взрослых. И какая бы эпоха ни была, сказки были, есть и будут одним из важнейших воспитательных элементов современного человеческого общества.
Но изменилась ли структура сказки, поменялись ли правила написания волшебной или фантастической истории. Ведь современные дети увлекаются совершенно иными вещами и интересы их абсолютно не похожи на увлечения их сверстников даже каких-то 20-30 лет назад.
Существуют ли какие-то правила создания и написания сказки, и если они есть, то на какие составляющие элементы стоит обратить внимание в первую очередь.
Итак. Разберем основные этапы создания и желательные элементы сказки. Безусловно, в какой бы стране или на каком бы языке не создавалась сказка, дети они есть дети, поэтому общая структура всегда примерно одинакова.
Тезис 1. Актуальность сказки
Любая история, даже самая сказочная, должна содержать в себе моральный посыл. То есть важно, что вы хотите сказать ребенку своей сказкой, какая проблема должна быть поднята в рассказанной истории.
Да, ребенок еще не сформировавшийся человечек, он только знакомится с законами Жизни, поэтому наверняка у него еще не до конца сформированы многие понятия.
Выделим наиболее распространенные детские возрастные проблемы:
- Нерешительность, пугливость;
- Детские страхи;
- Неумение заводить друзей, робость в отношениях, боязнь открытых компаний;
- Физическая робость в сравнении с более крупными, сильными и наглыми сверстниками.
Помимо указанных возрастных проблем, можно сделать акцент на те моменты поведения ребенка, которые нежелательны и привносят в его жизнь дополнительные проблемы:
- Детский эгоизм;
- Жадность;
- Наглость;
- Непослушание;
- Лень;
- Поспешность;
- Отсутствие усидчивости;
- Наивность.
Вполне допустимо в собственном рассказе использовать известные образы из народных сказок.
Герои народных историй уже давно доказали свою актуальность, а их положительные или отрицательные черты вполне присущи и современникам вашего ребенка и ему самому.
При наличии такого богатого перечня черт, можно очень красочно и при этом доступно описать главного героя сказки, его действия, а также все те трудности, которые он обязательно преодолеет.
Тезис 2. Главный герой сказки
Конечно, никакая сказка не может обойтись без главного героя. Вокруг него, как правило, происходят все основные события.
Так как сказка может быть самой необычной, то и основной центральный герой или персонаж могут быть совершенно разными и очень даже оригинальными.
Это может быть:
- Обычный человек, попавший в загадочную историю и получивший необычные и даже фантастические способности, эдакий супергерой;
- Привычное домашнее или земное животное, но обязательно разумное и говорящее, ведь оно поведает по ходу истории много важного и полезного;
- Придуманное существо, тут уже можно дать волю фантазии, поэтому всевозможные тролли, драконы, прочая живность может и должна быть в сказке;
- Обычные бытовые и прочие предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, но вот в сказке они могут приобрести удивительные качества.
Пример:
Обычный ученический портфель мальчика, который неожиданным образом «ожил» в сказке и приучил ребенка к выполнению уроков. Так как такой портфель есть почти у каждого ребенка, то сказочную историю с ним он воспримет гораздо привычнее, а также запомнит все, что произошло с его умным портфелем.
Важно:
При написании сказки и включения в нее главных персонажей нужно всегда помнить о двух ключевых моментах.
- Какими бы необычными или фантастическими не были главные герои сказки, они должны донести до ребенка главную цель. Моральный и воспитывающий аспект — обязательный атрибут каждого повествования.
- Герои должны быть настолько просты и близки ребенку, что бы он проникся их поведением и чувствами. Тогда он поверит им и запомнит их слова.
Лучше всего предварительно сделать портрет-набросок будущего главного героя:
- Кличка, имя, прозвище, ник.
- Возраст (молодой, старый, мудрый, опытный).
- Происхождение. Если главный персонаж — человек, то можно указать кто он: возможно прекрасная принцесса, а может быть принц на белом коне. Хотя и бедный художник или одинокий сирота тоже вполне может оказаться центральным персонажем вашей сказки.
- Внешний вид. Описывая своего героя, не стоит гнаться за мельчайшими подробностями. Ребенок может просто устать от попытки разобраться в нюансах, поэтому 2-3 яркими красками можно обрисовать героя и будет вполне достаточно.
- Характер героя. Тут обращаем внимание на то, каков ваш главный персонаж. Он смел и отважен? Или он скрытный хитрец. А может он открыт и добродушен — такой себе рубаха-парень?
- Мечты. Помимо характера, стоит выделить и то, чего же хочет главный герой, о чем мечтает. Если это стеснительный персонаж, то его мечтой может быть настоящий друг, а вот бедный герой, конечно же, мечтает о том, как разбогатеть. Ведущий одинокий образ жизни сирота, хотел бы жить с родителями.
- Способности. Главные герои не просто основные персонажи сказки. Они должны обладать какими-то особенностями и не всегда обычными. Например, главный герой может разговаривать с потусторонними силами или понимать язык зверей. А может вообще сам переходить на их речь и вести беседы. Вполне возможно, что герой, даже, обладая какими-то необычными способностями, при этом наделен неким изъяном. Это сразу привлечет к нему дополнительное внимание ребенка.
Пример:
Главный герой — богатырь. Тогда можно сделать акцент на его мощных широких плечах и высоком росте. Уверенной походке и густой бороде.
Главный герой — нежная принцесса. Тут можно уделить внимание нежной коже, красивым волосам и огромным глазам.
Важно наличие у главного персонажа не только позитивных черт, но и определенных недостатков. Так ребенок постепенно будет приучаться к тому, что нет ничего идеального даже в мире сказок. И что всемогущий благородный прекрасный воин, побеждающий все плохое — это слишком упрощенно. Не забываем, что основная цель большинства сказок — это моральный, воспитательный аспект. А он без поучительного урока, преодоления трудностей будет не полным.
Пример:
Главный герой сказки мальчик, который совсем не хотел учиться, но вот его «оживший» портфель, так его потряс и удивил, что выполнение домашних заданий стало для ребенка самым интересным делом жизни.
Пример:
Главный герой сказки слабенький мальчик, попавший в темный лес. Боясь всего вокруг, он начинает общаться с местной живностью, вдруг обнаруживая, что понимает их. Осмелев и научившись выживать, ребенок становится намного самостоятельнее и смелее.
Именно преодоление главным героем препятствий повысит внимание к нему, вызовет сострадание и интерес. Наблюдая то, как меняется персонаж в лучшую сторону, ребенок и сам начнет стараться в своей жизни быть лучше. А определенные недостатки можно будет исправить.
Тезис 3. Злодей в сказке. Обязательно?
Не существует строгого правила, согласно которому в каждой сказке обязательно должен присутствовать злодей. Вполне достаточно, если главный герой по ходу развития событий будет попадать в различные сложные ситуации, которые потребуют от него определенных усилий.
Пример:
Маленький ребенок просыпается ночью от стука отрывшегося окна. Ему приснился фантастический сказочный сон. Нужно преодолеть темный длинный коридор, но страшно. Преодолевая страх и встречая на своем пути препятствия, ребенок все же закрывает окно и возвращается к себе. Тут вовсе не нужен какой-то злодей, в качестве проблемы выступают сами преграды, которые ребенку надо преодолеть, став смелее.
Однако, во многих случаях отрицательный герой весьма уместен. И если такой персонаж будет в сказке, то его обязательно нужно тоже ярко описать. Следует раскрыть его злобную сущность, желание навредить главному положительному герою. Но ничто не мешает даже отрицательному герою по мере развития сюжета исправиться. Так лишний раз будет показано, что Добро — созидательное, а Зло — разрушительное.
Тезис 4. Мотивация главных героев
Итак, определив мотив, можно будет проще выразить в сказке действия главных персонажей. Цели могут быть разные:
- Борьба за справедливость: благородная цель, которая будет толкать героев на совершение подвига;
- Поиск сокровищ;
- Эксперимент по приобретению суперспособностей;
- Помощь друзья и родственникам: спасти друга или родного человека — чем не мотивация к действию;
- Победа в состязаниях;
- Победа в борьбе с недугом;
- Преодоление страха.
Множество целей не должно пугать, чем их больше, тем проще что-то взять за основу. Причем сама Цель должна быть настолько важной, что это действительно может толкнуть героя на отчаянный или, наоборот, очень расчетливый шаг!
Тезис 5. Через тернии к звездам
Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь. Необходимо их заставить преодолеть целый ряд препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу трижды приходиться что-то делать, постепенно приближаясь к цели.
Если сказка предназначается для совсем маленьких, но самых благодарных читателей, то не следует перегружать историю. В таком случае и одного препятствия будет вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!
Чем сложнее — тем лучше
Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо действительно ставить перед главным героем все усложняющиеся препятствия. Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую преграду. А если все же герой сумел и ее преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в безвыходное положение.
Необходимо, чтобы достижение Цели шло на грани жизни и смерти. А любая, даже самая малая ошибка могла бы перечеркнуть все предыдущие усилия героя. И вот, чтобы все это преодолеть, главный герой должен проявить свои лучшие качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку:
- Смелость;
- Находчивость;
- Целеустремленность;
- Терпение.
Тезис 6. Место действия
Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удаленного острова и даже иной планеты и заканчивая собственным жильем, где каждая мелочь знакома. Это еще больше возбудит интерес ребенка, который вдруг посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.
Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описание обстановки. Ребенок с пары намеков поймет о чем речь, так как обстановка ему известна до мелочей. Тем и интереснее.
Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в самые невероятные обстоятельства:
- Солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
- Жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
- Ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.
Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.
Важно:
Но имея возможность придумать все что угодно, не следует нагромождать в одной сказке много разного и пестрого. Это смажет общую картину, и за калейдоскопом разнообразия ребенок потеряет главную воспитательную линию сказки. Поэтому если, например, в сказке говорящие предметы (портфель), то вокруг него и с ним должны происходить все события.
Тезис 7. Составляем план сказки
Итак, оценив основные составляющие сказки, необходимо составить план сказочной истории. Так будет проще развивать ход событий.
- Вводная часть. Описываем место событий, а также вводим в рассказ главных героев, делая их краткое описание.
- Завязка. Должно произойти что-то, что заставит главных героев действовать. Вдруг обнаружилась пропажа, кто-то заболел, пришла важная весть, приснился страшный сон, случайно открылось нечто необычное…
- Препятствие первое. И первое достижение, после его преодоления.
- Препятствие второе, более сложное. Достижение второе.
- Финальное препятствие, самое сложное. Но и Цель уже вот она — совсем близко.
- Финал. Цель достигнута, герои становятся сильнее, здоровее и лучше. А вот Зло (если оно было в сказке): наказано, прогнано, разрушено. Все счастливы.
Главные фишки при написании сказки!
Когда есть план и есть желание, можно сразу приступать писать свою первую сказочную историю. Но памятку себе лучше все же оставить в виде важных акцентов.
Не забываем про них:
- Меньше описаний, больше движения. Лучше по ходу погони уточнить пару моментов, чем делать глубокое описание, забыв про героев и их Цель;
- Герои не молчат, а сообщают в диалогах или открытых эмоциях о своих чувствах, о том, что с ними происходит;
- Все к месту. Все, что появляется в сказке (после вводной части), должно быть к месту, привязано или к цели сказки или к месту действия и препятствиям.
- Больше конкретики. Меньше общих фраз. Если герой трус, то так и описывайте: жалкий, трясущийся трус, боящийся собственной тени. Если бедный, то не просто «бедняк», а еле волочащий ноги в разбитых сандалиях и ищущий хоть какую-то крошку хлеба, шатающийся от ветра.
- Больше интриги. Подбрасывайте по ходу повествования важные подробности, утечки и намеки. Так вы заинтересуете будущими событиями, еще до их начала.
- Сказка для ребенка. Это главное. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть простыми и доступными для понимания даже в таком возрасте.
- Не стесняться использовать знакомые образы. Как не надо бояться использовать в сказке вещь, которую ребенок видит каждый день у себя в комнате, так и известный образ сказочного героя вполне уместен. Но мало ли что с ним вдруг произойдет в вашей сказке.
Авторы: Павел Сайк, Дмитрий Пирожков. 15 января 2020.