Инструкция по написанию сказки
Волшебные истории уже не одно столетие воспитывают маленьких людей, готовящихся войти в мир взрослых. Сменяются эпохи, а сказки остаются одним из важнейших элементов формирования и развития личности ребёнка.
А существуют ли какие-то правила создания сказки? И если они есть, то меняются ли? Ведь интересы современных детей абсолютно не похожи на увлечения сверстников даже каких-то 20-30 лет назад.
Дети есть дети, и в какой бы стране или на каком бы языке не создавалась сказка, общая структура всегда примерно одинакова.
Итак, разберем основные этапы написания и элементы содержания сказки.
Тезис 1. Актуальность сказки
Любая история, даже самая сказочная, должна содержать в себе моральный посыл. То есть важно, что вы хотите сказать ребенку своей сказкой и какая проблема должна быть для этого поднята в истории.
Ребенок ― совсем маленький человечек, ещё не сформировавшаяся личность. Он только знакомится с законами жизни.
Наиболее распространенные детские возрастные проблемы, с которыми можно работать с помощью сказок:
- нерешительность, пугливость;
- страхи;
- неумение заводить друзей, робость в отношениях, боязнь открытых компаний;
- физическая робость перед более крупными, сильными и наглыми сверстниками.
В волшебной истории можно сделать акцент на нежелательных моментах поведения ребенка, которые привносят в его жизнь дополнительные проблемы:
- детский эгоизм;
- жадность;
- наглость;
- непослушание;
- лень;
- поспешность;
- отсутствие усидчивости;
- наивность.
Хорошо, если сказка будет рассказывать о решении главным героем одной или нескольких актуальных проблем ― таких же, как у вашего ребенка (в соответствии с возрастом). Вполне допустимо в собственном рассказе использовать известные образы из народных сказок.
Герои народных историй уже давно доказали свою актуальность, а их положительные или отрицательные черты обычно присущи или кому-то из окружения ребёнка, или ему самому.
Тезис 2. Главный герой сказки
Конечно, никакая сказка не может обойтись без главного героя. Вокруг него, как правило, происходят все основные события.
Так как сказка может быть необычной, то и центральный персонаж может быть неожиданным и оригинальным.
Это может быть:
- обычный человек, попавший в загадочную историю и получивший фантастические способности, эдакий супергерой;
- домашнее или дикое животное, но обязательно разумное и говорящее, ведь оно поведает по ходу истории много важного и полезного;
- придуманное существо. Тут уже можно дать волю фантазии, поэтому всевозможные тролли, драконы, прочая живность вполне может быть в сказке;
- бытовые и прочие предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, в сказке могут приобрести удивительные качества.
Пример:
Обычный ученический портфель мальчика, который неожиданным образом ожил и приучил его к выполнению уроков. Так как такой портфель к определённому возрасту есть почти у каждого ребёнка, то сказочную историю с ним он воспримет с интересом.
Важно:
В процессе придумывания главных персонажей сказки нужно всегда помнить о двух ключевых моментах.
- Какими бы необычными или фантастическими не были главные герои сказки, они должны донести до ребёнка главную мысль произведения. Моральный и воспитывающий аспект — обязательный атрибут каждого повествования.
- Герои должны быть настолько просты и близки ребенку, чтобы он проникся их поведением и чувствами. Тогда он поверит им и запомнит их слова.
Лучше всего предварительно сделать портрет-набросок будущего главного героя:
- Кличка, имя, прозвище, ник.
- Возраст (молодой, старый, мудрый, опытный).
- Происхождение.Если главный персонаж — человек, то можно указать кто он: возможно, прекрасная принцесса, а может быть, принц на белом коне. Хотя и бедный художник или одинокий сирота тоже вполне могут оказаться центральными персонажами вашей сказки.
- Внешний вид. Описывая своего героя, не стоит гнаться за мельчайшими подробностями. Ребенок может просто устать от попытки разобраться в нюансах, поэтому 2-3 яркими словами можно обрисовать героя, и будет вполне достаточно.
- Характер персонажа. Тут важно обратить внимание на то, каков ваш главный герой. Он смел и отважен? Или он скрытный хитрец? А может, он открыт и добродушен — такой себе рубаха-парень?
- Мечты. Помимо характера стоит выделить и то, чего же хочет главный герой, о чем мечтает. Если это стеснительный персонаж, то его мечтой может быть настоящий друг, а вот бедный, конечно же, мечтает о том, как разбогатеть. Ведущий одинокий образ жизни сирота хотел бы жить с родителями.
- Способности. Главные герои ― не просто основные персонажи сказки. Они должны обладать какими-то особенностями. Например, разговаривать с потусторонними силами или понимать язык зверей или даже говорить по-звериному. Вполне возможно, что герой, даже обладая какими-то необычными способностями, при этом наделен неким изъяном. Это сразу привлечет к нему дополнительное внимание ребенка.
Пример:
Главный герой — богатырь. Можно сделать акцент на его мощных широких плечах и высоком росте, уверенной походке и густой бороде.
Главный герой — нежная принцесса. Тут можно уделить внимание нежной коже, красивым волосам и огромным глазам.
Важно наличие у главного персонажа не только позитивных черт, но и определенных недостатков. Так ребенок постепенно будет приучаться к тому, что нет ничего идеального даже в мире сказок. И что всемогущий благородный прекрасный воин, побеждающий все плохое — это слишком упрощённо.
Пример:
Главный герой сказки — мальчик, который совсем не хотел учиться, но его оживший портфель так его потряс и удивил, что выполнение домашних заданий стало для ребёнка невероятно интересным делом.
Пример:
Главный герой сказки ― слабенький мальчик, попавший в тёмный лес. Боясь всего вокруг, он начинает общаться с местной живностью и вдруг обнаруживает, что понимает её язык. Осмелев и научившись выживать, ребёнок становится намного самостоятельнее и смелее.
Именно преодоление главным героем препятствий повысит внимание к нему, вызовет сострадание и интерес. Наблюдая, как персонаж меняется в лучшую сторону, ребёнок и сам начнет стараться быть лучше.
Тезис 3. Злодей в сказке. Обязательно?
Не существует строгого правила, согласно которому в каждой сказке обязательно должен присутствовать злодей. Вполне достаточно, если главный герой по ходу развития событий будет попадать в сложные ситуации, решение которых потребует от него определённых усилий.
Пример:
Маленький ребёнок просыпается ночью от стука отрывшегося окна. Ему нужно вылезти из постели и преодолеть «тёмный длинный коридор», чтобы закрыть окошко, но страшно. Превозмогая страх и встречая на своем пути «препятствия», малыш всё же закрывает окно и возвращается под одеяло. Фантастический коридор оказывается сном.
Тут вовсе не нужен какой-то злодей, и в качестве проблемы выступают сами преграды, которые ребёнку надо преодолеть, став смелее.
Однако, во многих случаях отрицательный герой весьма уместен. И если такой персонаж будет в сказке, то его обязательно нужно тоже ярко описать. Следует раскрыть его злобную сущность, желание навредить главному положительному герою. Но ничто не мешает даже отрицательному герою по мере развития сюжета исправиться. Так лишний раз будет показано, что Добро — созидательное, а Зло — разрушительное.
Тезис 4. Мотивация главных героев
Итак, определив мотив, проще обыграть в сказке действия главных персонажей. Цели героев могут быть разные:
- борьба за справедливость: благородная цель, которая будет толкать на совершение подвига;
- поиск сокровищ;
- эксперимент по приобретению суперспособностей;
- помощь друзья и родственникам: спасти друга или родного человека — чем не мотивация к действию;
- победа в состязаниях;
- победа в борьбе с недугом;
- преодоление страха.
Множество целей не должно пугать: чем их больше, тем проще что-то взять за основу. Причем сама цель должна быть настолько важной, что это действительно может толкнуть героя на отчаянный или, наоборот, очень расчетливый шаг!
Тезис 5. Через тернии к звездам
Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь, а преодолеть целый ряд препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу трижды приходится что-то делать, постепенно приближаясь к цели.
Чем сложнее — тем лучше
Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо ставить перед главным героем всё более сложные препятствия. Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую преграду. А если герой сумел её преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в, казалось бы, безвыходное положение.
Необходимо, чтобы достижение цели было непростым. А чтобы преодолеть препятствия, главный герой должен проявить свои лучшие качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку. Например:
- смелость;
- находчивость;
- целеустремленность;
- терпение.
Но: для самых маленьких ― не усложнять!
Если сказка предназначена для совсем маленьких ― не следует перегружать её. В таком случае и одного препятствия будет вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!
Тезис 6. Место действия
Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удалённого острова или иной планеты и заканчивая собственным жильём, где каждая мелочь знакома. Это ещё больше возбудит интерес ребёнка, который вдруг посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.
Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описания обстановки. Ребёнок с пары намеков поймет, о чём речь, так как свой дом он знает отлично. Тем и интереснее.
Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в самые невероятные обстоятельства:
- солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
- жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
- ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.
Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.
Важно:
Имея возможность придумать всё, что угодно, не следует нагромождать: создавать множество действующих лиц, мест, сюжетных линий. Это смажет общую картину, и за калейдоскопом разнообразия ребёнок потеряет главную воспитательную линию сказки. Если, например, в сказке говорящий портфель, то вокруг него и с ним должны происходить все события.
Тезис 7. Составляем план сказки
Итак, оценив основные составляющие сказки, необходимо составить план. Так будет проще развивать ход событий.
- Вводная часть. Описываем место событий, а также вводим в рассказ главных героев, делая их краткое описание.
- Завязка. Должно произойти что-то, что заставит главных героев действовать. Вдруг обнаружилась пропажа, кто-то заболел, пришла важная весть, приснился страшный сон, случайно открылось нечто необычное…
- Препятствие первое. И первое достижение после его преодоления.
- Препятствие второе, более сложное. Достижение второе.
- Финальное препятствие, самое сложное. Но и цель уже совсем близко.
- Финал. Цель достигнута, герои становятся сильнее, здоровее и лучше. А Зло (если оно было в сказке) наказано, прогнано, разрушено. Все счастливы.
Главные фишки при написании сказки
- Меньше описаний, больше движения. Лучше по ходу погони уточнить пару моментов, чем включать обширное повествование-размышление, забыв про героев и их цель;
- Герои не молчат, а сообщают в диалогах или открытых эмоциях о своих чувствах и о том, что с ними происходит;
- Все к месту. Все, что появляется в сказке (после вводной части), должно быть к месту, привязано или к цели сказки или к месту действия и препятствиям.
- Больше конкретики. Меньше общих фраз. Если герой трус, то так и описывайте: жалкий, трясущийся трус, боящийся собственной тени. Если бедный, то не просто «бедняк», а еле волочащий ноги в разбитых сандалиях и ищущий хоть какую-то крошку хлеба, шатающийся от ветра.
- Больше интриги. Важно это помнить. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть простыми и доступными для понимания даже в таком возрасте.
- Сказка для ребенка. Это главное. И если ему всего 3-5-7 лет, то предложения должны быть простыми и доступными для понимания даже в таком возрасте.
- Не надо стесняться использовать знакомые образы: обыгрывать вещь, которую ребенок видит каждый день у себя в комнате; обращаться к известным образам сказочных героев. Мало ли, что с ними произойдет в вашей сказке…
Авторы: Павел Сайк, Дмитрий Пирожков, Мария Краснова. Обновлено 25 июля 2022.